Здравствуйте. Всегда здравствуйте! Даже, если… всё равно здравствуйте!

Пожелание здоровья – это самое важное пожелание. Другое дело, мы перестали реагировать на это слово правильно. И слово «правильно» многих стало раздражать. Раздражителей вообще стало много. Может быть, потому что мы всё чаще оказываемся в толпе? И нет времени побыть одному?

Мы на многое перестали реагировать правильно. Может, потому что правильно  — от слово «правый», а среди нас много левшей? А вы кто – левша/правша? Поднимите руку – кто из вас правши? А по тесту на потенциал правши и левши – сомкните руки…

Мы на многое перестали реагировать. Может, потому что живём в эпоху подмены понятий? Любовь заменилась сексом, дружба – приятельством, наряды становятся прикидом, поступки – сообщениями в соцсетях, портреты – селфи, встречи – онлайнобщениями, раньше восторгом были альпинистские восхождения, ныне – спускания в канализационные трубы, на смену хорошим фильмам идут полчища телефонных сюжетов с издевательствами над одноклассниками и учителями, мел на асфальте даёт ассоциацию не детского рисунка, а обведённого трупа… «Время засветов» — так его назвал Умберто Эко.

Люди стали стремиться оставить след в истории любым способом. (но придёт уборщица тётя Маша, и смоет все следы…).

Ну, а если серьёзно – почаще здравствуйте, и особое моё здравствуйте всем неравнодушным – тем, кто прилагает усилие, чтобы изменить мир к лучшему, найти гармонию, в которой человек будет не потребителем, а созидателем, и основное человеческое предназначение будет востребовано, и след чей не затрётся временем.

Итак, я фактически уже определила в приветствии круг проблем, которые волнуют меня, и которые, как мне кажется, у меня получается решать. Но начну с точки начала получения опыта.

Я родилась в семье шестым по счёту ребёнком. Родителям было за 45.  Папа был творческим человеком. Он играл, как мне казалось в детстве, на всех музыкальных инструментах, ну, разве что кроме скрипки – у нас её не было дома. Папа начал мне ставить пальцы на клавиши очень рано. И уже в пять лет я сочиняла свои песенки, и пела всё подряд – из журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», даже прозу. С детства я думала, что музыка и стихи есть у всех в голове. Наш маленький городок был изумительно красивым – он стоял на крутом берегу полноводного Иртыша, окружённый горами и лесом. Я была активной пионеркой, потом секретарём комсомола школы.

Немножко позже мне было 12 лет, и я дерзнула написать музыку к стихотворению поэта Михаила Чистякова о нашем городе, но кое-что мне не понравилось, и я переделала. Песня стала популярной в нашем маленьком городке, а поэт возьми да приедь. Песню послушал, ухмыльнулся и сказал, что это уже не его слова, и пожелал зелёной дороги. Мне стало стыдно, и с тех пор я решила писать только своё и никого не переделывать. Но за эту песню меня определили в знаменитости нашего городка Серебрянска.

После полученного филологического образования, работая  в школе, мне казалось, что только мы – молодое поколение – можем что-то привнести в жизнь такое, что изменит мир. Но начались сопротивления: со стороны этого самого мира, и, что казалось главным – уже было непонятно.

И я пыталась начать с себя… И думала так:

Я – женщина, поэтому я должна стать матерью и родить двоих детей: мальчика и девочку, и воспитать их достойными. И я действительно родила – только сначала девочку, а потом мальчика.

Я – жена, поэтому я должна хранить очаг. Но жены в первом браке из меня не получилось – через шесть лет брак распался.

Я – учитель, поэтому я должна научить учеников главному: обрести силу воли, внутреннюю свободу и научить учиться. В школе я сделала один выпуск и меня пригласили работать в городскую администрацию.

Я – дочь, я должна быть достойной своих родителей. Дело папы я приумножаю и продожаю, а вот с мамой у нас сложные отношения.

Я – человек,  я должна выполнить миссию своего назначения. Но вначале мне предстоит понять своё назначение.

Я постигала науку восточной философии, занималась йогой, училась, училась, училась…

Строила отношения с окружающим миром.

Как думала – совершенствовала себя.

Меня стали замечать, приглашать выступать. Успешные проекты. Работа, работа. Взрослеющие дети… И вдруг (это слово «вдруг» подобно грому) – перегрузка: инсульт. И – пришло первое переосмысление жизни. Что-то я делала не так, поэтому механизм моего организма сломался. Внешне это выразилось в разводе. Моё первое крупное непонимание человека, близкого человека.

И это разрушение вскоре опрокинулось в более крупное разрушение – разрушился Советский Союз. И  показалось – все принципы, обретённые до этого момента полетели в тартар.

90-е как будто выкинули всех из жизни, из крепкого стояния на ногах. Мы обрели независимость, но растеряли себя.

Именно в этот момент многие люди, и я в том числе, не понимали – как жить.

И всё началось сначала.

И вот в этом, растерянном состоянии я начала учиться жить будто заново.

Но опять думала о том, как сделать мир лучше.

На этом этапе мне сильно помогла литература. Айтматов. Довлатов. Солженицын. Алексиевич.

И тут я начала задаваться вопросом – если литература спасает меня, значит, через неё можно многое понять, постичь и другим людям. Но как обратить человека к чтению? Чтобы найти ответ на этот вопрос мне пришлось закончить курс «стратегического планирования». Я научилась планировать, и с того момента всё стало свершаться по планам.

Многие надо мной подсмеивались, когда я планировала дела на год вперёд.

— Ты объявила все свои уроки открытыми? – удивлялась завуч по учебной работе, — Но ты этим напрягаешь всех остальных учителей…

И я стала учителем года.

— О, ты слишком много смешишь Бога, — сказал как-то один знакомый, которому я предложила выступить с программой в марте, а на дворе стоял сентябрь, — ведь я не знаю, что произойдёт через неделю…

Но приходил март, и всё проходило по плану.

И я стала проводить концертные программы с авторами Средней и Центральной Азии, проводя еженедельные концерты в течение 10 лет, планируя программы на год вперёд. Мне помогал муж (второй брак). Его часто спрашивали – тебе не сложно жить с творческим человеком? И он отвечал: — Я ей не мешаю…

— Ты пишешь какие-то странные песни, — говорили мне в юности, и никто не говорил мне тогда – ты молодец. Только папа. Но вскоре его не стало.

Это тоже был тяжёлый момент переосмысления жизни. Я ещё больше упрочилась в том, что назначение человека – в его поступках. В детстве, когда мы занимались по хозяйству, и например, пололи грядку, папа говорил: — Устала, дочка? Иди, принеси из колонки ведро воды. А потом малинку пособирай. Отдохнёшь – и возвращайся.

Так я поняла, что жизнь – это постоянная смена действий.

Закончатся действия – закончится и жизнь.

…ежедневная спешка, рутина останавливала меня только для сна.

Спала по 4 часа в сутки. И даже во сне продолжала решать какие-то задачи, писать сценарии, проводить мероприятия. Выжимая себя, мне казалось – я это делаю, потому что мне хочется себя чем-то занять, чтобы не думать… о боли.

Головная боль меня преследовала с детства. Я не знала ещё тогда, что это врождённая патология.

В день уходило по пачке цитрамона.

Боль была моим двигателем. А многие говорили: — Как ты столько успеваешь сделать? И я не могла признаться, что этому виной. Я хотела быть, как все.

Я обменивала свою боль на работу. И очень рано поняла, что смысл жизни в процессе обмена.

Мы постоянно что-то меняем, и постоянно стоим перед выбором:

Лежать – или стоять,

Идти или бежать,

Плестись или лететь…

Движение порождает усилие. И получается, только усилие способно делать наш характер стойким, выносливым.

По институтской педагогике помню, что теория Аристотеля вывела главный постулат воспитания – силу воли.

Есть сила воли в маленьком человечке – он многого достигнет.

В начале 2000-х вновь начались обретения. За 10 лет мы провели около 500 концертов, десятки выездных программ, выпустили 103 наименования музыкальных альбомов с авторами-исполнителями.

Но это не давало нужного внутреннего удовлетворения. Всё сводилось к спешке, к внешне интересной жизни, но внутренне чувствовался загон. Было и много недоброжелателей, завистников, которые как будто тянули назад.

И вдруг – снова это «вдруг»: рак.

Это стало остановкой всего, что было.

Хотя мне не верилось в это…

Меня привезли по скорой. А накануне я готовилась к презентации своего альбома «Песенки детям от 4 до 8 лет». Очень хорошо выглядела, многие даже акцентировали на этом. В ту же ночь состоялась операция. Я думала, это что-то незначительное, и уже на следующий день после операции радовалась тому, что боли нет. На третий день меня вызвала заведующая отделением и прямо в лоб сообщила: — У вас рак.

На мгновение я подумала: — Как в кино… Но в жизни так не бывает… , — и меня начало трясти мелкой дрожью.

Заведующая попросила подождать её в коридоре… не общаться. Стенка. Дрожь. Ластик. Перевод на Утепова. Вторая операция.

Так началась моя другая жизнь.

…… химия, концерты, «инопланетяне»….

Там, среди больных во мне многое перевернулось. И засела фраза одной женщины: — Ты думаешь, рак – это как ОРЗ, не надейся, с этим тебе придётся жить до конца. Вначале я не верила, отмахивалась – говорила, что со мной так не будет. Но спустя четыре года понимаю, что жизнь моя в корне изменилась. Мне говорили врачи, что химия повлияет на костный мозг, на суставы, кости, кишечник… И я теперь только понимаю, что я не могу считать себя полноценным человеком, не потому что у меня нет многих органов, а хотя бы уже потому что я не могу вечером долго находиться с друзьями, я не рискну больше идти в горы, загорать у моря, да и хотя бы то, что я стою перед вами с блокнотом, не надеясь на свою память.

И там я начала искать ответ на вопрос – почему это произошло. А следом пришёл и ещё один вопрос – что мне теперь с этим делать?

Жизнь мне устроила остановку, но не для того, чтобы просто выспаться, а потом снова впрягаться в спешку…

Остановка нужна для того, чтобы взвесить и пересмотреть всё, что было в жизни, чтобы уложить свой опыт в слова, схемы, смыслы.

Сразу после 6 курсов химий, я пошла учиться в Литературную школу. Там мне помогли обрести новую себя преподаватели Школы, руководители мастер-классов.

И пошли рассказы, повести, пьесы, романы. В них – путешествия в вашу жизнь.

В романе «Небо на ниточке» — о больных раком, выложен опыт взаимоотношений с болезнью.

В рассказах и повестях, которые я объединила в книге «Фломастеры для Тициана» — я рассказываю о вас, о разных людях, которые населяют планету и делают жизнь.

В романе «Потерянное имя» мой герой теряет всё своё прошлое, проходит через несколько религиозных конфессий, преодолевает сотни километров в постижении культур разных государств и – обретает себя.

В романе для подростков «Мулета для скрипки» молодые ребята ищут свои смыслы.

В повести для детей «Жили-были куклы» — девочка обретает своё имя из своих поступков.

В повести «Деревенские сказы Пропа» мой герой рассказывает о быте начала прошлого века — на своём родном, старорусском говоре.

В песенках для детей каждый, даже взрослый, обретает своё понимание мира.

В ускоренном курсе обучения игре на гитаре и фортепиано я учу людей находить свой стержень.

В одной из своих публицистических работ «Назидания беременной бабушки» я попробовала изобразить весь спектр вопросов воспитания и ответов, которые постигает пытливый человек на своём пути от 0 до 90 лет.

В этом и есть изменение мира – через приобретение себя.

И каждый на это способен, если открыл в себе себя, значит, можешь помочь и другому сделать это – своим примером.

Как же открыть себя? Думаю, этот вопрос стоит перед многими. У меня есть теория Шкафа, как я её называю, ею я и хочу поделиться.

Я уже рассказала, как я стирала ластиком мысль, от которой мне стало плохо на физическом уровне… Вся жизнь состоит исключительно из смыслов. Чем ты наполнил себя – то и несёшь по жизни. И, хотя бы раз в год, можно накануне нового года, делать ревизию в себе, как в своём шкафу.

Разложи по полочкам необходимое, и выкинь то, чем не пользовался давно. Но бывает так – достаёшь кофточку, которую не надевала два года – пуговички красивые, да и сама вроде ничего… и выбрасывать жалко…

Так и в мыслях наших – не наведён порядок, и в хаосе блуждаем, как в лабиринте прошлых иллюзий. Иллюзии далеки от жизнедеятельности. Но в блужданиях проходят час за часом, день за днём. И, заметьте, это шкаф вашего прошлого.

И не остаётся времени на сегодня, а уж тем более на завтра.

Эту теорию я и назвала теорией Шкафа. Она помогала мне в жизни не раз. А принципы её достаточно просты:

1. Отдели иллюзии от реалий Наведи порядок в своём шкафу (своей голове) (выкинь лишнее; сколько у тебя полок? Всё ли ты учёл, или чего-то не достаёт? Разложи всё нужное по полочкам. Посмотри – какие полки нужно заполнить, (узнаешь себя, вспомнишь полученные знания, распределишь приоритеты, найдёшь свою гармонию, наметишь планы).

Что дальше?

2. Займись балансом (посмотри, где этот шкаф стоит, может пришло время его усовершенствовать снаружи, и немного отодвинуть…).

Этот пункт — твой баланс между мыслями и физическим состоянием тела.

Здоровье – это не отсутствие физических болезней, а умение чувствовать себя полным сил. В этой точке нужно хорошо осознавать – для чего тебе нужны силы: (конечно, для осуществления планов). Отойди от шкафа (от замкнутости на себе). Посмотри, как много вокруг не охваченного тобою…

Ставь перед собой адекватные цели.

Конечно, это нужно осознать в юности, когда впереди много дорог, и ты выбираешь одну.

Вы, конечно, задавались вопросом – «почему только одну?», ведь хочется и то, и другое попробовать. Но жизнь – коротка, и охватить всё в ней невозможно. Не поэтому ли специалисты из династий добивались большего, потому как базис у них уже был создан единый, и требовалось только улучшение надстройки. Чем ты раньше понял это, тем большего добьёшься, не распыляя себя на множество мелких дел.

А что делать, если ты уже достиг 30, 40, 50, 60? Как быть с грузом лет, осознав, что жизнь уже длилась немало, а ты ещё ничего не успел сделать, как жить дальше?

Опять же – в помощь «Шкаф» — разбери его и пересмотри, что нужно выкинуть, а что положить на ближнюю полку.

Эти разборы полок мне в жизни помогали не раз.

Период баланса научил меня многому, например:

— знанию своих желаний,

— умению получать удовольствие от жизни,

— отказу от стремления соответствовать окружающим,

— умению ценить то, что есть,

— несению ответственности за собственное счастье,

— осознанию собственной ценности и значимости…

Произошедшая переоценка ценностей заставила меня

— отказаться от позиции «жертвы»,

— стать врагом для боли,

— но, к сожалению, потерять из виду некоторых друзей и даже близких.

И в то же время, когда я занялась теорией Шкафа, я создала ещё несколько теорий:

— Теорию Звука – для балансировки состояния органов в своём организме;

— Методику ускоренного обучения игре на гитаре для детей и взрослых за 8 уроков;

— Методику ускоренного обучения игре на фортепиано для взрослых за 20 уроков;

— Теорию Систематизации песенных жанров – опубликованную и применённую

— Теорию Приоритетов жизненных циклов

— Теорию Воспитания от 0 до 90 («Назидания беременной бабушки»)

— Теорию Воспитание творчеством

— Теорию Музицирования, ведущего к гармонии

И этот же период баланса позволил мне сделать очень многое:

— написать около 200 песен

— написать несколько романов

— написать несколько десятков рассказов и повестей

— написать и записать, и издать 7 музыкальных альбомов со своими песнями

— записать и выпустить 103 наименования музыкальных альбомов с авторами Средней Азии, Казахстана, России и Канады

— провести около 500 концертов с авторами-исполнителями Азии, России, Европы

— вести уроки ускоренных курсов гитары и фортепиано

— стать дипломантом и лауреатом десятка международных фестивалей

— воспитать дочь и сына

— любить мужа

И продолжать смешить Бога своими планами, наводя порядок в своём Шкафу.

Мне говорят: — Тебе хорошо, ты сильная!

Как будто быть сильным – сродни подвигу. Вот она – подмена понятий.

А что мешает стать сильным другим? Будь им прямо сейчас – сделай усилие: расправь плечи, сделай усилие: поверни голову вправо, сделай усилие: улыбнись тому, кто рядом, сделай усилие: пойми того, кто рядом. (ведь легче любить человечество….)

Не стесняйтесь быть сильными, знающими себя, не стесняйтесь быть человеком разумным!

Мы живём  в эпоху подмены понятий, я уже говорила это в начале своего выступления. Это я осознала, когда в юности увидела, как соседка вытерла грязные руки о сохнущее на верёвке чужое бельё.

Я не знала тогда, что я просто повзрослела и слова «плохо» «хорошо» — больше для меня не книжные понятия.

Но ещё долго думала на эту тему: почему люди не разграничивают «плохо» и «хорошо», ведь это так просто. И мир наш, как думала я в юности, мог бы быть намного совершеннее, если бы человечество следовало основным принципам, прописанным в священных писаниях.

И тогда же я поняла, что всё самое ценное берётся из книг. И мне уже тогда захотелось написать какие-то такие важные слова, такие смыслы, от которых человек станет лучше.

И я посвятила свою жизнь поиску этих смыслов.

Но я не знала, что если даётся многое, спрашивается тоже много.

Папа мне говорил: — Надо многое знать, надо многое понимать, только тогда ты сможешь сказать что-то важное.

Я возмущалась и спрашивала: — Значит, до этого момента мне надо молчать?

Конечно, молчать не надо. Но теперь только понимаю – для того, чтобы сказать что-то важное, надо накопить столько своего опыта, чтобы уже не было сил держать это в себе.

Поэтому я стала писателем.

Философия писателя – это его жизнь. Её можно прятать в фэнтези. Её можно растворять в рифмах и в музыке. Я выбрала реализм и новую литературу, которая в моём понимании помогает человеку разобраться в себе. Но я оставляю конец произведений открытым – у каждого читателя хватит своего опыта, чтобы придумать свою коду.

Для меня ИЗМЕНИТЬ МИР, значит только одно – быть полезным.

Для этого нужно бы осознать себя:

  1. Кто ты? (попробуй, ответь на этот вопрос коротко. Чем короче будет твой ответ, тем яснее станет идентификация себя. А если у тебя не одна идентичность – следуй ещё одному ответу «кто ты в этом лице?»);
  2. Какой ты? (какая твоя позиция в мире: наблюдателя, искателя, двигателя);
  3. Для чего ты? (какая твоя цель жизни? – там далеко, такая цель, которая не о благополучии твоём и внешнем обогащении говорит, а о совершенствовании тебя);
  4. Познай закон гармонии. Он позволит тебе занять осознанное место на полотне жизни;
  5. Определи зоны своего комфорта, знай свои приоритеты; создай свои правила;
  6. Развивай себя, и обогащай своим развитием своё окружение;
  7. Не бойся смерти – она твоё продолжение, если ты познал свои обязанности в этой жизни.

Мы все рождаемся в позиции равных. Да, условия воспитания могут быть не на равных. Условия испытания могут быть не равны. Но условия объёма окружающей информации одинаковые.

Самое важное – услышать, увидеть и воспринять её вовремя. Это возможно только в организованном пространстве, а не в хаосном.

Хаос – хлам — беспорядок  — слова одной линии. Можно ли в беспорядке найти нужную вещь. Ключевое слово «найти» — можно. Но на это потребуется время.

Тогда, может, быть следует уже с детства учить детей тому, что беспорядок дома может стать причиной беспорядка в голове, и в жизни.

Не тратьте своё время зря – наведи порядок вовремя в своём шкафу. (подобно Маленькому принцу – на своей планете).

Сделать отсылки к Умберто Эко, Ирвину Ялому, Харуки Мураками.

«Если ты замкнулся – край близок. Лечат взаимоотношения. Любая брешь во взаимоотношениях — больного и врача, больного и социума, больного и быта, больного и родственников – это ниточки, оставляющие человека в жизни. Человек уходит, когда оборваны все нити» (из романа «Небо на ниточке»).

«- Чего же они не поделили?! – спросил Микаэл, уже не надеясь получить ответ, и приучившись, что Алая не на все вопросы отвечает.

— Пустоту…

Микаэл ничего не понял, но решил лучше не переспрашивать. А Алая, погодя, продолжила:

—  Путь: куда бы ты не шёл, это уже твой путь. Никто тебе его не назначает. Ты его сам выбираешь… А вот, как познать главное на пути? И что для человека главное… Вопросов нет, когда ты знаешь – куда идёшь. А если знаешь «куда», значит, уже имеешь ответ на «зачем?». Но человек почему-то не задаётся вопросом «откуда» пришёл… А надо бы… Все вопросы нитью связаны: «куда» всегда тянет за собой «откуда», ведь нельзя прыгнуть в океан, выйдя из леса. Нельзя надеть обувь на уже надетую обувь. Нельзя слышать ветер и своё сердце одновременно… Додж – мальчик мой, столько в жизни натерпелся, а всё идёт и идёт, сам не зная куда. Это потому, что молод он. У юности нет дороги, только поиск.  …Искать можно только в юности. В зрелости нужно идти. В старости, ты уже пришёл, сядь и жди» (из романа «Потерянное имя»)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Навигация по записям