Вчера-сегодня, а может быть, всегда готовясь к очередному уроку, размышляла (в который уже раз!) над человеческой сутью. (И фильмы Бергмана — в эту же корзину, и всё, что происходит со мной…).

Итак…

«Разум  управляет волей, с одной стороны, и страстью, эмоциями, с другой» (по Платону).

Разумом обладает человек (живое существо). А что/кто управляет разумом? Обладать и управлять — тождественные ли понятия? Разум – это единое понимание или множественное?

Есть версия, что человек управляет своим разумом (я не буду пока вдаваться в подробности об обратном). А разум управляет волей. Значит, воля вторична, разум первичен. То есть разум — развитая способность, а воля — черта характера, которая формируется под воздействием разума.

Уровень разума разный, потому и управления разные. Прежде чем управлять, необходима упорядоченность. Если человек сам не берёт под контроль данное управление, значит, им управляют другие силы.

В порядке же предполагается наличие инструментария, который поможет разложить всё  по местам. Но как эти инструменты попадают в человека? Как в системе  упорядоченности учесть все необходимые звенья для создания гармонии человеческого разума?

Размышления эти тронули воды моих мыслей к написанию после разговора с мамой моего ученика.

Они (мама и её сын) «долго» шли ко мне, как она говорит. Сначала попали к одному учителю, который не смог ничему научить ребёнка за два месяца (уроки гитары), потом попали к другому, который после двух занятий сказал, что у мальчика маленькая рука…

Я же берусь за ученика, потому как мне интересно решать педагогическую задачу. Примеров таких учеников уже очень много, поэтому я уже созрела для того, чтобы поделиться опытом.  И — размышляю.

Детский сад, школа, институты дают только разрозненные понятия об опыте мира. Но система взаимодействия этих понятий отсутствует.

Что может сформулировать эту систему, как формулу?

Ответ на этот вопрос сложен и требует знаний во всех областях мирового познания. Метафизики.

Вот потому и довольствуется человек малым – областью познанного. На этой почве образуются союзы единомышленников.

Мои единомышленники – пока только мои мысли, идеи, которые (и в Теории мышления Аристотеля) первичны. Они – из познаний сформировали моё мнение, которое наполнилось опытом содержания и ныне уже не могут находиться исключительно во мне. Поэтому эти идеи я воплощаю на уроках музыки, вкладывая плоды личного познания в виде выводов, приходя к умозаключениям, не лишенным логики. И посему имею надежду, что вложенное в умы моих учеников творит не просто их жизнь, а не много ни мало — гармонию мира.

Каждому ученику я задаю вопрос: «Зачем ты хочешь научиться играть на инструменте?».  И не каждый врослый-то может ответить. А те, кто отвечают, в большинстве сводят ответ к решению узкой задачи, и порой абстрактной: чтобы уметь, чтобы не скучно было…

Возможно, ответов интересных нет потому, что человек по природе своей зажат, он боится себя и, тем более, редко задумывается о глобальных своих задачах.

И на уроках мы начинаем узнавать себя. Что уж говорить, если многие даже не знают о себе элементарного: кто он по природе -левша или правша, что он любит в жизни, что он чаще делает — слушает, смотрит или размышляет и т.д. Мы учимся вслушиваться в себя, узнаём себя.

А там уже недалеко и до более серьёзных вопросов и тем — начиная с осознания звука и появления планеты Земля;  в теме «тональности» мы ведём речь о дуальности мира; а в выборе песни в репертуар научаемся ощутить вкус жизни и проявить черты характера.

Только осознание себя точкой мира позволяет человеку стать человеком. Засилие массовости, шаг в ритме толпы уничтожает человека, способного рассмотреть каплю росы или подрагивающую жилку на лице собеседника…

А ведь это всё неимоверно интересно. Как вижу это я?

Глобальные задачи дают объяснение роли человека в жизни. В чём она? Как она видится мне, человеку, рождённому на стыке XXи XXIвеков?

Я миную пока «суть человека», потому как она вторична – суть формируется благодаря выполнению роли.

Но кто даёт эту роль, а не иную? Здесь имеет место свойство закономерного случая. Закономерно появились мои предки, чтобы закономерно воспитать предшествующие мне поколения, имеющие опыт, вложенный в мою суть. И теперь уже моя суть распространяет этот опыт на тех, кто рядом.

Человек – передатчик. В идеальном понимании – это передатчик опыта высокого разума, высокой морали, передатчик гармонического ряда сложения опыта. У человека не может быть иной задачи, как получать опыт и нести его. Но способность передавать – единична. Иначе в процессах передачи наблюдался бы неимоверный хаос. Для этого и существуют равнины и горы. Стоящий на вершине горы может передать куда больше и дальше, нежели вещающий с равнины.

Как же определить эту свою роль?

Область распределения ролей лежит на шкале человеческих ценностей, переплетения которых и выдают разные сценарии сути.

Идущее из теорий Древней Греции и Рима, главное свойство воспитания человека строилось на воспитании силы воли. Только она способна управлять работоспособностью человека.

Вкладываемые в воспитание силы воли дисциплины укрепляли тело и дух.

Тело, само по себе, данное от рождения, это та единичная субстанция, в которой задано изначалье идеальных пропорций. Правильный вдох обогащает энергетический центр и распределяет энергию по всем органам. Здесь я делаю акцент на — «правильный вдох».

Это и есть то, чему следует учить человека с детства.

Встаёт вопрос выбора – что есть «не правильный»? Кто распределил силы «да» и «нет», правды и лжи, права и бесправия? Эти понятия на шкале опыта уже должны быть заложены порядком гармонии. Но не с помощью ощущений и восприятий (они поверхностны, изменчивы и имеют переходящий характер), а с помощью постижения сущности вещи (понятий, суждений, умозаключений).

Опыт даёт знание. Знание выводит цепочку логики, доказывая приобретённый опыт. То есть ты, человек, как единица, постигая суть предмета, проносишь его через своё видение мира, опробуя на себе и выводя суть своего опыта.

Но постижение сути предмета формируется только на уровне диалога, т.е. общения и сравнения. Только сравнение даёт понимание выпадения или соотношения из системы категорий. А человек, по большому счёту, боится говорить о себе, «говорить себя». Ему более естественным видится подражание подружке, другу, киногерою. Вот и напрашивается вывод. Нарушены законы коммуникации.

Выводы диалога же в свою очередь формируются на основе трёх умозаключений (по Аристотелю):

1)      Закон тождества

2)      Закон противоречия

3)      Закон исключения

Человек является носителем тех или иных событий. Но пока события не вылились в поступки, человек замкнут на самом себе, он, возможно, даже и не задумывался над понятиями, которые могут в нём сосуществовать. Например, как вот эти понятия, выведенные в таблицу. Их я «коллекционировала» для создания характеров  персонажей для моих рассказов.

Шкала распределения «хорошо» и «плохо», добродетелей и пороков, черт характера человека:

«Хорошо», добродетели – черты характера сущность (понятие, суждение, умозаключение) «Плохо», пороки – черты характера сущность
Кротость Покорность, смиренность, уступчивость Гнев и ярость Переполнение энергией злой радости, распирающей человека
Благоразумие Рассудительность, обдуманность в поступках. Светлый ум, здоровое суждение, благие, добрые мысли, подтверждённые в делах средствами достижений и поступками. Дерзновенное безумство Самонадеянная глупость
Справедливость Совестливо, беспристрастно, по закону, честно Несправедливость Бессовестность, пристрастие, нечестно, с милостыней (подают то, что не заработал; милосердие(?))
Мужество Смелость, целеустремлённость, храбрость, проявленные в бою, преодоление страха смерти, духовная стойкость. Проявляется поступками, характером. Трусость Душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять страху
Умеренность Знание меры. Самоограничение для достижения нравственной цели. Входит в число четырёх кардинальных добродетелей: благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Расточительство Безрассудная трата ради удовлетворения своей прихоти
Щедрость Открытость, готовность делиться как материальным достатком, так и способностями, знаниями Жадность Скупость, корыстолюбие. Неудержимое желание удовлетворить какое-нибудь желание овладения чем-либо
Скромность Умеренность во всех требованиях к роскоши, первенству, показушности Величавость Уловка тела, скрывающая недостатки ума
Великодушие Доброта, уравновешенность Малодушие Ошибочное представление о себе самом и своих способностях
Честолюбие Стремление к лидерству Тщеславие Любовь к почестям
Сдержанность Самоконтроль, самообладание, способность управлять своими действиями, эмоциями, побуждениями Эйфория Состояние подъёма, не всегда объяснимого внешними обстоятельствами и причинами
Правдивость Склонность сообщать достоверную информацию, истину Ложь, лживость Намеренное искажение истины
Искренность Отсутствие противоречий между реальными чувствами, намерениями и тем, как эти чувства и намерения преподносятся на словах. Лицемерие Фальшь, тартюфизм, иезуитство, двуличие, образ действий, скрывающих истинные мотивы
Дружелюбие Способность видеть и уважать личность в другом человеке, доброжелательность Враждебность Отражение недоброжелательности, недружелюбия, неприязни
Милосердие Готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, заботы Равнодушие Холодность души, безразличие, величайший грех человека
Мудрость Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт Безрассудство Духовная смерть
Тактичность Деликатность, умение вести себя в соответствии этическим нормам Бестактность Отсутствие чувства такта, деликатности
Простота Ясность и чёткость в поступках и выражениях Спесивость Высокомерное, презрительное отношение к кому или чему-либо. Преувеличение своих достоинств. Тщеславная чванливость
Любезность Искренний, открытый, ненавязчивый интерес к окружающим Грубость Бестактность, неуважительное, высокомерное, бесцеремонное отношение, духовная слабость
Трудолюбие Черта характера, выраженная в положительном отношении к трудовой деятельности Леность Предпочтение бессмысленного времяпрепровождения процессу деятельности
Доверчивость Уверенность в поступке другого человека, построенное на доверии – состоянии внутреннего мира субъекта, обусловленного желанием взаимных отношений Подозрительность Перегиб, отказ в доверии, предположение обмана, качество ведущее к жадности, паразитизму, враждебности, агрессивности
Уступчивость Стратегия в поведении, позволяющая справиться с тревогой, это умение играть в поддавки, отказавшись от своего внутреннего намерения Упрямство Крайняя неуступчивость. Тип поведения, при котором человек игнорирует предъявленные к нему требования
Душевность Умение воспринимать происходящее с точки зрения собеседника, «видеть его глазами» Прогматизм Склонность следовать узкопрактическим интересам, из соображения пользы и выгоды
Энергичность Волевое качество, способность подчинять свои действия целям Пассивность Безучастность, бездеятельность
Прощение Свойство человеческой души, как отказ от обиды Месть Возмездие, вредящее действие из побуждения причинить другому боль взамен доставленной боли

Эти понятия могут создать общую картину понимания себя, вашего сценария жизни. Но не спешите с выводами, и тем более не отчаивайтесь, если ваш сценарий вам покажется «не очень».  Ведь только высший разум может внести коррективы в ваш сценарий жизни. А я и вы всего лишь абстрактно предполагаем.

Абстракция даёт лишь ощущения, а значит, имеет переменчивый характер. Сегодня, в непогоду, эти ощущения одни, завтра, на берегу моря – другие. Суть держится на свойствах неизменных. Но могут ли качества человеческой сути быть неизменными?

Суть человека – это его поступки и результаты дел. Нет поступков, нет результатов – значит, нет и сути. Значит, ты не в полной мере человек.

Значит, только воплощённое в выражении предмета указывает на человеческую суть.

Суть является результатом деятельности в шкале распределений человеческих ценностей. И отсюда, суть может нести  положительную направленность или отрицательную. И та и другая суть имеют своё место на шкале гармонии, но по разные стороны бытия.

Поступки выявляют характер человека. Добродетельные поступки ведут к познанию сути бытия. Добродетельные поступки – это разумные добродетели, они получают своё развитие только благодаря обучению в сознательном и целенаправленном усилии.

Но и добродетельные и порочные поступки совершает человек разумный, логически мыслящий. Порочные проступки уничтожают суть. К порочным проступкам ведут ошибочные умозаключения либо нарушение в логической цепи.

Нарушением логики может стать необдуманный вывод, основанный не на доказательной базе, а на эмоциях и чувствах, что является неупорядоченностью обоснований.

Прежде чем перейти на ту или иную сторону понимания мироустройства, неизбежно пройти зону конфликта. Ведь понимать, знать – значит не обязательно применять, но и всего лишь обладать знанием.

Обладающий, но не применяющий – не является совершающим действие, поступок. Он замкнут на самом себе. Следовательно, не является передатчиком. Он внешне пуст, поскольку не несёт информативности.

Только диалог способен активизировать передатчика.

(Написанные, но не изданные книги – это пустота, это отсутствие диалога).

И в этом зреет внутренний конфликт человека, не способного выйти из состояния пустоты.

Вывести из пустоты может только речь.

Составляющие речи – выказывают суть человека, его опыт. Но не понятиями, а поступками и, соответственно, взаимодействиями с другими человеками.

Чем глубже система взаимодействий, тем энергетически ценнее  сгусток проводников и их поступков на территории Земли. Могущественнее и их воздействие на другие «сгустки» — сообщества. Если сообщество занято работой над высшей целью мироустройства – над созданием совершенной системы взаимодействий, то оно сможет стать передатчиком назначения планеты Земля для предполагаемых внешних цивилизаций.

Но мироустройство взаимодействия индивидов последних десятилетий держится не на глобальном, разумном, а на узком — эмоциональном. Потому вершатся порочные умозаключения, в основе которых лежит конфликт власти. Происходит стычка эмоциональных моделей общества.

Примеры устройства муравейника и термитника. Сила и пустота. Но высота и того и другого устройства может быть идентична. Высота горы, с которой вещает передатчик, согласно своей конституции.

Гармонию рождает добродетельный разум. Гармония сфер – это логическое движение, проистекающее от одной единицы к другой, взаимообогащённое и ведущее на вершину познаний.

«Движение [светил] рождает гармонию (ἁρμονίαν), поскольку возникающие при этом [движении] звучания благозвучны (σύμφωνοι ψόφοι). <…> скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов (τοὺς τῶν συμφωνιῶν λόγους)» ( Аристотель, «О небе», II.9. Загадочным остаётся выражение Аристотеля «консонантное отношение» — нигде в тексте трактата конкретно оно не разъясняется. Возможно, имеется в виду метод откладывания квинт и кварт, с октавными переносами, необходимыми для сложения получившихся звуков в звукоряд октавы, то есть «гармонию»).

У Пифагора гармония представляла собой гармонию чисел 6:8:9:12.

Первым гармонию сфер изложил Платон в десятой книге диалога «Государство» (616b-617d): «В небесной гармонии (в смысле вида октавы) 8 ступеней: звёздное небо (высший тон), Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Венера, Солнце, Луна (низший тон)».

Гармония человека – это пропорции человека, его равновесие с собой и окружением. Гармония человека в том, чтобы познать себя, обрести силу духа и веру, и реализовать себя в диалоге с миром.

Мой диалог с миром начинается на моих уроках с моими учениками. Я учитель. Но у своих учеников я продолжаю учиться, постигая законы гармонии, и , по возможности, влияя на ход жизни, осознавая меру ответственности за слова и поступки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям