(читая очерк Виктора Максимова «Провинциальное ТВ»)
Бывшая сослуживица прислала мне на днях письмо – мол, нашему ТВ в этом году 55 лет. Ты же работала, пришли свои впечатления, фото и т.п.
Я письмо закрыла, а саму не отпускает память – вцепилась тем временем, как клещами, и даже как будто назад оттягивает, туда, в 90-е, когда это всё началось и продолжалось вроде недолго, но до сих пор осталась привычка раскадровки, будто на сцены жизнь раскладываю…
ВКТВ – так оно называлось тогда, в начале 90-х. Время было непростое, даже несуразное. Общее ощущение в людях – «хватай и беги». Общее ощущение в отношениях – тяжелые взгляды. Жизнь по талонам. Невыдачи зарплаты. Сокращения на заводах. Повальные отъезды на историческую родину. Перестройка – одним словом. Вот в это самое время я попала на ВКТВ, по объявлению, которое мне вручил знакомый Женя Зинин — «Нужны журналисты с филологическим образованием». Я – филолог, а журналистский опыт был только по работе в газетах. Но – взяли, вначале на испытательный срок, и уже через две недели – на постоянную работу. Об этом мне объявили перед самым Новым 1994-ым годом. Благословила меня на этот путь Галина Петровна Минаева.
А моим первым наставником стала Вера Лазарева. Своей неуёмной энергией, альтруизмом и талантом она собою, своим характером проносила через себя это время. Она была способна не просто брать интервью, а проживать часть жизни своих героев. Она поднимала сложные социальные вопросы, ехала в детские дома, в больницы, в семьи…Она на своих хрупких плечах вынесла столько раненых этой жизнью, что когда, спустя десять лет после нашего знакомства, я узнала о её правительственной награде, — мне стало грустно от непонимания – почему только сейчас, а не тогда…
Главным редактором программ была в то время Светлана Соловьёва. Её первые выговоры мне казались катастрофой. Но всё затмевала слаженная работа целого организма – с великолепными режиссёрами, журналистами, операторами, ведущими, осветителями, администратором. Одни только имена чего стоили – Владимир Вострецов, Сурова Людмила Ивановна, Объедков Александр, Ушаков Алексей, Владимир Минаев, Людмила Малько, Людмила Ванюшкина, Валентина Райхель, Крахин – просто Крахин, Ирина Калина, Саид Фазылов, братья Лазаревы, Ростислав Захаров… Это теперь, спустя двадцать лет, я могу сказать слова благодарности всем моим критикам и редакторам. Именно жёсткое, холодное резание живого молодого творчества даёт результат.
Самый первый мой новостийный сюжет был творческого характера – о коллекционере закатов – Анатолии Семёнове. И снимался он на плёнку. Кусочек этой плёнки мне вырезала потом милая добрая монтажёр Люся — Людмила Ивановна, и наказала: — Храни! Это последняя съёмка на кинокамеру, с завтрашнего дня переходим на видео.
А первый мой сюжет с видеокамерой был о…мусоре. Помню, как я тщательно выверяла каждую букву сюжета, опираясь на чистую планету Экзюпери и булгаковскую метлу. А мой первый оператор – Алексей Ушаков решил проверить меня на выносливость и потащил на крышу самого высотного здания, вот оттуда и вонзился первый кадр – из-под чистоты небес прямо в мусорные баки.
Потом были мои авторские программы «Бусинки» и «Молодёжный квартал» — с незабываемыми большими и маленькими героями, с историями их жизни, которые теперь уже перекочевали в мои рассказы и повести.
А ещё была жизнь. Зарплату выдавали макаронами и сахаром. Изнуряли командировки по выходным, когда детям дома, на съёмной квартире, нужно было уделить хоть чуточку внимания. И, конечно, интриги, обиды…
Обычное, областное телевидение. Мне не всё в нём нравилось. Но было это всё каким-то уже солидным, взрослым. Это было моё ТВ, в квадратиках плёнки дорог которого вместились многие тысячи жизней. Сберечь бы это наследие, чтобы спустя одно-другое столетие люди знали, что ценилось в наше время, что было востребовано, чем наполнялся день, и какие смыслы остались за кадром.