…размышляла над высказываниями на прошлом семинаре…
Было время, я думала, что писать по плану – это тоже самое, что лишиться крыльев и втащить себя в ограниченное пространство. И думала я так достаточно долго – годы, даже почти два десятилетия, исписав себя при этом в песнях, которых написалось более двух сотен, в журналистских статьях и сценариях для передач. Но потом, после спецкурса по стратегическому планированию, я вдруг осознала, что планирование – это всего лишь упорядочивание. И это творческий, очень творческий процесс, в котором ты ясно видишь цель, к которой идёшь. Ведь, что такое цель – это та точка, к которой ты движешься. Нет точки – не понятно, куда идти. И это «куда» швыряет тебя по дороге влево-вправо. А это уже похоже даже не на скитание, а на шатание и даже заблуждения. Блуждаешь, блуждаешь, и заблуждаешься вконец.
Куда колея выведет – это, возможно, и творческий процесс.
А если попробовать разобраться в том, что такое творчество?
Ведь у всего-всего есть определения. Жили бы мы до нашей эры, возможно, пришлось бы строить свой первый корабль-каравеллу-барк. Но имея такой багаж опыта всемирной мысли – грех не пользоваться им. И пользоваться им тоже надо с умом – накопить в себе, преобразовать, тогда, мо-ожет быть, что-то своё начнёт появляться. Я вот за прошедший месяц прочитала произведения троих совсем разных писателей – Маканина, Прилепина и нашего Серебрянского. В восторге! От того, что «ядрёно» пишут, не обывательски. Думаю, у них, конечно, нет уже проблем со «складыванием» слов в предложениях. Задача их – показать накопившееся, выплеснуться – потому как держать в себе это уже в силах. И что-то мне подсказывает – и они планировали, вешки расставляли.
Если кто захочет почитать вышеназванных – я на Гугл-диск закачала. Если у кого-то не получается туда зайти, напишите, скину.
Свой первый роман «Небо на ниточке» я писала, составляя из дневниковых записей и это тоже планирование. А роман «Потерянное имя» уже писался по плану, и было легко и, что важно, достаточно быстро.
Поэтому мой совет – не бойтесь планировать. Распишите вначале характеры всех действующих лиц. Определите их по кругам: кто чаще фигирирует вокруг главного героя, кто реже. И план повествования сам вырисуется. А ещё на этом этапе можно поиграть – закрутить композицию не линейно, а по-другому. Сформировать «переломные» места.
Я делюсь своим опытом. Может, и ещё кто-то поделится. Буду рада, если это обсудим. На то и учимся.
И ещё. Там же на гугл-диске закачаны статьи и наблюдения по писательству – пользуйтесь.