Сегодня села поразмышлять о конкурсах вообще. В моей жизни их было очень много… Но именно эти размышления связаны с Интернет-конкурсом знаменитого фестиваля им.Валерия Грушина. Мне довелось уже третий год быть в жюри номинации «Проза» этого конкурса. И вот сейчас идёт полемика (впрочем, она начинается ежегодно, после окончания летнего фестиваля). И я хочу пригласить к моим размышлениям нашу образовавшуюся независимую группу – может, мы сможем найти выход для сложившейся ситуации.
О самой ситуации вкратце.
Речь о бардовских фестивалях. Кто-то их называет не бардовскими, а авторскими. Для меня терминология принципиальна, но об этом попозже. Самыми крупными фестивалями этого поля руководит одна и та же группа. Назову её АБВГД.
Эта группа сформировала определённую клановость, в которой вкусовые предпочтения совпадают. Идёт время, меняются люди. АБВГД тоже уже не молоды, но пытаются притянуть в своё сообщество молодых и амбициозных. А те получают дозу признания и более их не интересует данное сообщество. А страдает жанр. Конкурс это всего лишь инструмент. Но он влияет на суть жанра.
Любые конкурсные расстановки — это противостояние. Напротив друг друга оказываются те, кто имеют опыт и те, кто его набираются. Но поля обретения этого опыта могут быть настолько разные, что у того, кто пришёл показать себя и того, кто напротив, возникает нестыковка элементарного понимания, но уже на уровне мировоззрения. Вот и конфликт. Этот конфликт неизбежен, если… И вот тут-то и начинается интересное.
«Если» лежит в области совпадений, начиная с глубины знаний и до просто мимиолётного взгляда, запаха, т.е. от культурологического до психосоматического.
Но это в идеале.
В идеале: те, кто пришёл продемонстрировать свои наработки и те, кто, имея авторитет, заслуги и другие аспекты (многие, но на первом месте человеческие качества) готов оценить.
А в жизни всё не так. Чаще – собралась кучка единомышленников, у которых сложились общие интересы, замешанные на личном, на моральном (для этой группы; не факт, что здесь общечеловеческие правила морали), и даже материальном.
Масштаб конкурса тоже имеет значение. Чем крупнее – тем изощрённее взаимодействие. И довольств, и недовольств больше. Неизбежно ни противостояние, ни сопротивление. Это живой организм. И получился он именно таким, каким его делаем мы – участвуя, или стоя в сторонке. Правы те, кто говорит – «можно просто наблюдать». А дальше?… просто жить. До этого нужно дорасти. Если же человек имеет силу сопротивления, он будет участвовать, потому что в нём бунтует недовольство (собой или тем, что вокруг), потребность изменить что-то.
Как правило, люди организованного мышления лишены амбиций… Поэтому раздвигать локтями будут те, кто стремятся попасть в амбициозную группу. А те, кто уже там, делают всё, чтобы не выпасть из обоймы (закон сохранения). Более всех (чего: амбициозности, ответственности?) на том, кто наверху этой пирамиды. Из людей. Но всё равно всё подчиненно Ему.
На мой взгляд, здравомыслящих выходов не так много. Один из них – палатка на краю (только помнить надо бы, что такое равнодушие). Другой — ждать естественного развития (и не удивляться результатам), и, по возможности, влиять на среду формирования той структуры, куда человек пытается проникнуть. Ещё один – творить свою жизнь ( создавать свой дом, семью, варить вкусные борщи, картины, песни, стихи, прозу, просто любить жизнь)… и помнить – конкурс это пьедестал, который не поможет тому, кто взлетел на него мотыльком, но багажа нет. Это в галактическом измерении даже маленькие звёзды гаснут миллион лет, а для землян это всего лишь мгновение.
Человек сам формирует своё окружение. Кризисы неизбежны. Они связаны со многими уровнями. И разрешение одного кризиса неизбежно влечёт за собой появление других. Это же законы динамики. Надо просто для себя решить, кем быть: организатором или участником, или наблюдателем. Всё вместе и тем более одновременно невозможно.