Маленький человек и большой (взрослый) человек – чем они отличаются? В «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери эти различия определены одним абзацем: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека».
Глазами моей шестилетней внучки Даши рисуется вот такая картина.
«Большой человек любит свою зарплату. Цифры. Он всё считает. Он любит работать. Любит гулять по пляжу. Часто говорит «нельзя».
Итак, большой выполняет работу, которой зарабатывает деньги. Он покупает то, что ему хочется. Он заставляет маленького человека чистить зубы, есть то, что не очень нравится, а то, что хочется – даёт только иногда. Он заставляет просыпаться рано, ходить в детский сад и в школу, делать уроки, читать и считать. Он записывает маленького человека в разные кружки и секции. Ещё он заставляет содержать в порядке игрушки, одежду и заправлять постель. Взрослый много заставляет…
Но взрослый и разрешает то, что хочется делать маленькому человеку – играть с друзьями на улице в разные игры, смотреть мультфильмы и играть в игры на компьютере. Ещё он много знает, поэтому постоянно чему-то учит.
Что же любит и предпочитает маленький человек (спросите у своего маленького человека – что он любит делать)? Наши ответы:
«Играть на компьютере. Проводить много времени с мамой. Рисовать. Лепить из пластилина. Есть сладкое и мороженое. Играть с друзьями». И младшая двухгодовалая внучка Ева добавила, будто вникнув в наш разговор: «Путики…» (перевод – смотреть мультики).
То есть идёт постоянный конфликт интересов между большим человеком и маленьким. Конфликт – это один из двигателей развития. Но как этот конфликт не довести до войны и перевести его в мирное поле?
Ответ единственный: нужно всё объяснять. Ни в коем случае не поверхностно. А приучать к объяснениям нужно с самого ползающего возраста. Маленькому человеку необходимо показывать – к чему ведёт то или иное действие. Чем раньше начать объяснять, что ты – человек, который родился на планете Земля для того, чтобы сделать её лучше, краше – тем раньше маленький человек начнёт осознавать необходимость постановки жизненной цели. И, утопически конечно мыслю, в таком случае меньше будет взрослых лежебок и лентяев, которые не живут, а прозябают, которые полны иллюзий о своей великолепной будущей жизни, но действия их приближены к нулю, так как в своём взрослом состоянии они не поняли соотношения иллюзий и деятельности.
Эти все мысли «вытекли» из более ранней беседы с Дашей, которой уже пора осознавать – какие черты характера и взгляды на мир пригодятся маленькому человеку, чтобы начать приносить пользу планете.
Первая – внимательность. Внимательность к тому, что тебя окружает, и как из этого можно творить пользу. То есть польза должна быть на первом месте. А значит следует разобрать – для чего нужна эта самая польза и кому от этой пользы будет польза.
Я решила начать с разбора самого слова «польза». Эта информация для больших людей, маленьким же, в зависимости от их подготовки, можно «просеять» информацию.
Итак, в викисловаре находим:
Значение
- положительное, благотворное влияние чего-либо, благо ◆Польза спорта. ◆ Лекарство не принесло ему никакой пользы. ◆ Отпуск пошёл ему на пользу. ◆ Польза витаминов очевидна.
- выгода, интерес ◆«Мы рождены», сказал Сенека, // «для пользы ближних и своей». А. С. Пушкин ◆ Он жалобу, и я жалобу; вышла резолюция, и в мою пользу, кажись, вышла. И. С. Тургенев ◆ Надеюсь, что они поймут, для чьей пользы я это делаю. А. Ф. Писемский
- устар.нажива, барыш ◆ Получил на продаже тысячу рублей пользы.
Синонимы
Антонимы
Этимологический словарь
по́льза
диал. по́льга – то же, арханг. (Подв.), укр. пíльга «облегчение, успокоение», ср. польск. ulgа – то же; др.-русск. польза (начиная с Остром.; см. Срезн. II, 1149), русск.-цслав. пользевати «быть полезным» и пользовати, ст.-слав. польѕа, польза, полаб. рü᾽ölgа «польза». Из ро- и *lьgа; ср. лёгкий (Мейе, Ét. 165 и сл.; 254; Зубатый, Sb. filol. 1, 147; Бернекер 1, 753; Траутман, ВSW 158 и сл.) Ввиду отвердевшего характера -з- Дурново (ZfslPh 1, 487) предполагает цслав. влияние (ср. нельзя́).
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля
ПО́ЛЬЗА ж. и по́льга сев. вост. (льга, легко) льгота, облегченье; помощь, прок, подспорье, улучшенье; выгода, прибыль, барыш, нажива. Что пользы в посулах! Глупому дитяти не в пользу богатство. Сохе грамота не польга. От лекарского снадобья польги мало. Что пользы в ссорах? Тут всего пользы нам будет по грошу с аршина. Что в рот полезло, то и полезно. Судье полезно, что в карман полезло. Без ума — не в пользу (впользу) и сума. Все добро, да не всякому на пользу. Поле́зный, служащий на пользу, ее доставляющий. За полезный труд спасибо, за бесполезный дурака скажут. Это полезное изобретенье, снадобье, намеренье и пр. Поле́зность ж. польза, в знач. свойства, качества. По́льзовать, приносить пользу, быть полезну, спорить, подспорить. Похвалитися же не пользует ми, церк. Такая погода ничего не пользует урожаю. Это зелье пользует в головной боли, а также от живота. || пользовать кого, лечить, врачевать. пользоваться чем, корыстоваться, получать от чего помощь, либо выгоду. Пользуйся добрым советом. Кто не пользуется доходишками? У кого больной пользуется? лечится. Воспользоваться случаем. Я вы́пользовал больного. Допользовал до могилы. Попользуемся и малым. Пропользовал без пользы два месяца. По́льзованье ср. действ. по знач. глаг. По́льзователь, пользи́тель чей, пользующий, врачующий кого. Пользу́щий, зап. о зелье, весьма полезный, исцеляющий. Пользи́тельный, полезный, особ. для здоровья, целительный, целебный. Полынковая настоечка самая пользительная. Пользовщи́к, участник в общей пользе, в добыче, доходах, барышах; кому дан въезд в лес, дозволено косить на себя в чужих лугах, ловить рыбу сообща и пр. || пайщик в складчине. Польго́тить кого, дать льготы, облегчить труд.
Словарь русских синонимов
польза —
выгода, выигрыш, барыш, прибыль, прибыток, корысть, прок, толк; приплод, нарост, прирост, наращение, приращение, золотой дождь, золотые яйца, на чем далеко уедешь, от чего здоровится, добровать; доход; помощь; благо, полезность, интерес; понт, расчет, профит, смысл, авантаж, путь, навар, понтяра, припен, выручка, нажива. Ant. вред
А следующий этап – разбираем, какую пользу может принести человек планете. И пытаюсь объяснить – если каждый человек будет делать полезные дела для своего дома, для близких людей и друзей – это и будет пользой для всего и всех. А в пример привожу произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Кто-то взрослый скажет «не приносить вреда – это уже польза», и это будет верно, но отчасти, так как это пассивная позиция, позиция ленивого человека, который считает, что если он никому не мешает, никого не трогает и это уже хорошо. Польза должна состоять в том, что ты что-то делаешь полезного для себя и других. У каждого действия есть сторона пользы и вреда. Если захотеть, можно проследить целую цепочку пользы и вреда.
Вот и предложение к Даше – давай разберём твои действия, которые ты делаешь в течение дня и распишем – в чём по-твоему есть польза и вред от этих действий:
№ | Действия | Цепочка пользы | Цепочка вреда |
1 | Просыпаешься рано — | Это даёт радость чего-то нового – это делает тебя дисциплинированным | Если лёг поздно, вставать рано тяжело, потом весь день хочется спать |
2 | Чистишь зубы – | Очищаешь рот от скопившихся за ночь микробов | Если съел пасту, особого вреда, конечно не будет, но и пользы тоже |
3 | Заправляешь постель — | Приводишь в порядок свою комнату (свою планету – как у «Маленького принца») – приучаешься к порядку и в других делах | Расправленная, неаккуратная постель будто говорит тебе – ты неряха, а если у тебя в комнате беспорядок, значит такой же беспорядок и в мыслях |
4 | Делаешь зарядку – | Так ты разминаешь после сна всё своё тело – помогаешь самому себе быть здоровым | Если делаешь вид, что подрыгал ногами и руками, пользы никакой не будет, а время потратил впустую |
5 | Завтракаешь – | Завтрак даёт силы для работы всех органов и для желудка, и для мозга. Организм за едой получает топливо, чтобы двигаться и думать. Еда – это строительный материал. | Без завтрака не будет сил. Если ешь на завтрак не полезную пищу, то организм не сможет работать хорошо, это как хорошую машину заправить плохим бензином |
6 | Моешь посуду за собой — | Борешься с микробами – наводишь порядок на кухне – помогаешь взрослым. Даже если вы пользуетесь моечной машиной или посуду убирает домохозяйка – составь грязную посуду в запланированное место. | Невымытая посуда – рассадник грязи и начало для неприятных заболеваний |
7 | Красиво и опрятно одеваешься – | Вырабатываешь эстетический вкус – «по одёжке встречают» | Плохо одетый это не значит бедно одетый, иногда в дорогой одежде человек выглядит бесвкусно одетым. Главное, чтобы соблюдалась гармония цвета-чистоты и линий. |
8 | Учишься в школе – | Школа для школьника, садик для детсадовца – это как работа для взрослого, к которой нужно относиться ответственно: ты работаешь учеником и пока что зарабатываешь оценки. Знаний нужно получить очень много. А чтобы они все тебе пригодились – их разбили на предметы, которые помогут тебе правильно выбрать профессию, которая тебе будет нравится и будет приносить пользу людям. | Плохие оценки – это твоя плохая зарплата. Это значит, что ты теряешь время впустую и не берёшь нужных знаний. Знания нужно брать всеми способами (даже если ты ничего не понял на уроке, ищи эту тему в другом месте и бери её)! Не взятые вовремя знания не позволят тебе в будущем иметь хорошую работу. |
9 | Внимательно слушаешь учителей – | Внимательное выслушивание речи учителя приучает тебя получить информацию на слух и развивает твоё умение воспринимать на слух. | Невнимательность даёт рассеянность – трудно собраться с мыслями (сосредоточиться) и трудно выполнить задание |
10 | Выполняешь правильно задания – | После восприятия на слух ты прочитаешь новую информацию и поймёшь её ещё лучше, а потом запишешь, и это поможет выполнить задание. Это помогает тебе быть последовательным в делах жизни. | Не думай, что если ты что-то сделал один или даже три раза, значит ты уже научился – нет! Ты на самом деле научишься, если дно и тоже сделаешь правильно 100-500 раз. |
11 | Разговариваешь с подружками/друзьями – | Учишься общаться, познаёшь, что такое дружба, кто такой друг, а кто приятель. Учишься помогать, понимать, сочувствовать | Если проводишь много времени с друзьями, значит не ценишь их время и своё – всего должно быть в меру |
12 | Играешь в догонялки на перемене – | Забавляешься, развлекаешься, учишься отдыхать; разминаешь мышцы тела после сидения на уроке | Если бегать «сломя голову» — то можно нечаянно кого-то толкнуть и тот человек может упасть или удариться; можно и самому упасть и навредить себе |
13 | После школы обедаешь – | Едой пополняешь силы организма | Не переедай – лишняя еда сделает тело неподвижным и ленивым |
14 | Делаешь уборку дома — | Разложить по местам свои вещи, протереть влажной салфеткой полки и книги, проветрить комнату – это тоже приведение своей планеты в порядок | Если тебе некогда или не хочется приводить в порядок свою комнату, то вскоре она станет замусоренной и грязной |
15 | Поливаешь цветы, гуляешь с собакой или играешь с кошкой — | Все и всё, что с тобой рядом требует твоего внимания, ведь если ты заботишься о цветах или о своей собаке, или о кошке – значит ты им помогаешь приносить тебе радость: цветок красиво зацветёт, собака будет тебя защищать и играть с тобой, а кошка будет ластиться и показывать, какая она хорошая | Если тебе не хочется ни о ком заботиться, значит и о тебе не будет никто заботиться – это закон жизни |
16 | Выполняешь домашнее задание – | Самостоятельная работа дома – это твой труд. Если ты научишься учиться, то есть самостоятельно получать знания – ты вскоре сможешь узнать о планете много полезного. Помни: знания – это твоя опора в жизни | Если не научишься учиться, ты не сможешь быть полезным для планеты человеком |
17 | Играешь во дворе с друзьями – | Учишься общаться и быть другом. Учишься соединять работу мозга и подвижность тела. | Если просто бегать и прыгать, и не думать, что делаешь и зачем это делаешь – можно только навредить себе, потому что тратишь время впустую, без пользы |
18 | Идёшь на гимнастику – | Помогаешь телу быть красивым, гибким | Если не заниматься спортом, то тело никогда не будет подтянутым и крепким |
19 | Ужинаешь – | Пополняешь силы организма | Не переедай |
20 | Помогаешь убрать со стола и помыть посуду и разговариваешь со взрослыми о том, что прошло за день — | Когда семейные дела делаются вместе, то семья становится дружной | Если все в семье молчат и не делают дел вместе – это делает тебя, как суп без соли – пресным! |
21 | Читаешь книжку – | Читать книжки нужно не как попало, а по списку нужных книжек – герои в книжках – это тоже твои друзья, они учат тебя быть сообразительным, пытливым и находчивым. Обязательно рассказывай потом друзьям и родным то, что прочитал – делись своими знаниями | Те, кто не читают книг, не смогут называться умными людьми, так как им не на что опираться. Знаний много и все они даются только из книг. И учителя потому такие умные – потому что прочитали много книг, и рассказывают то, что они узнали. |
22 | Смотришь познавательную программу — | Научись искать полезную информацию в интернете и узнавай новое | Долго смотреть в экран компьютера или телевизора не рекомендуется – зрение становится хуже |
23 | Идёшь в бассейн — | Польза телу и отдых для головы | На мокром полу бассейна можно поскользнуться, просто будь осторожнее |
24 | Играешь с куклами — | С куклами ты создаёшь свой мир, свои правила | Если много времени проводить с куклами, игрушками, и за играми – нарушается баланс между воображаемым миром и реальным |
25 | Рисуешь — | Развиваешь свой художественный вкус | Пользы больше, но если много уделяешь этому времени, может произойти то же самое, что и с куклами |
26 | Занимаешься музыкой — | Развиваешь музыкальный слух | Опять же – знай меру. |
27 | Готовишь одежду на следующий день — | Заботишься о своём внешнем виде | Если не приготовишь одежду с вечера, то утро будет скомкано в торопливости |
28 | Пьёшь витаминный мусс — | Пополняешь организм полезными веществами | Вреда никакого, если всё в порядке с органами пищеварения |
29 | Принимаешь душ, выполняешь гигиенические процедуры — | Заботишься о своём теле | Помни о времени! |
30 | Ложишься спать — | Даёшь возможность организму отдохнуть и набраться сил для нового дня | Не стоит спать больше 8 часов. Помни, что полезный сон здорового школьника с 22.00 до 06.00 |
Если вы вдруг последуете моему примеру и решитесь заполнять эту таблицу со своим маленьким человеком – прислушайтесь моего совета: делайте это тщательно, не за один день. Польза же от этого общения будет огромная – маленький человек будет учиться систематизировать, наблюдать, становиться внимательнее, а большой – осознает свою пользу для маленького человека, хотя … «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать» (тот же «Маленький принц»).
*Похоже, эта статья станет одной из глав книги «Назидания «беременной» бабушки», которую пишу уже не один год. Буду рада почитать ваши измышления по поводу написанного и, если кто решится поделиться собственным опытом – буду признательна.