Христианско-документально-познавательный фильм Терренса Малика стал мне испытанием на выносливость. Сказать, что я получила эстетическое, художественное, моральное удовольствие от фильма – «нет».

Два часа восемнадцать минут я вымучивала себя разгадкой – «что мне здесь нужно рассмотреть»?

Возможно, увидь я этот фильм в сопливой юности – я бы взяла на заметку степень постижения взросления. Узнавание, познание себя через образ Джека и те ступени эмоционального и физического роста, которые суждено пройти всем…

И тема «Бога-отца» была бы в том возрасте принята по-другому.

Но не тема меня коробила в фильме – она-то ощутима и глубока. Но – форма. Нет, это не по мне.

И, пожалуй, всё ж таки по порядку ощущений.

Вуаль. Начало фильма даёт попытку режиссёра и сценариста показать тайну Иного. Операторская работа отлично передала нагнетение проникновения в тайну катастрофы создания мира. Но сюжетно, конфликтно завязка тягуча, как сладкая патока. Единичные реплики: «Душа моя… сын мой…. Услышь…» кроме улыбки и воспоминаний о детской страшилке «в чёрной-чёрной комнате….» ничего не приоткрыли.

Набор эмоциональных кнопок, которые выдают отзвуки, якобы, проникновения и скорби, в моей душе не работают на создание эстетических откликов.

И я размышляю: — Так зачерствела моя душа?

Не могу воспринимать ФОРМУ подачи данной темы. Перед глазами – адвентисты, пятидесятники, но не православные христиане. Поэтому ерошат нутро противоречия.

И соляное озеро, и пожирающее пламя, и взрыв в Космосе, и тёмный экран… Не верю! НЕ ВЕРЮ!

Я подвергаю анализу каждый миллиметр картины… А в висках стучит то, что я уже при просмотре фильмов христианского содержания испытывала: — А ты не думай, не анализируй, просто смотри, доверься…

Медитировать? Мимо. Блаженствовать, соединив пальцы в мудры и усевшись в позу йоги или Хоры? В хаосе красивостей я блуждаю… Наверное, заблуждаюсь.

Тридцать вторая минута фильма… Лес, ихтиозавр и ещё один наглый хвостатый…

Основное раздражение в том, что это мимо моих сегодняшних интересов.

Представляю себя школьником, которого силой загнали на неинтересную лекцию.

О, бедная бабочка, она уже больше не полетит!

Два кенгуру… в деревянной лодке (Ноя?). Два ребёнка. Ревность. Властвование. Собственничество. Ненависть.

О, да это фильм о воспитательных целях! Но для какой аудитории?

Для будущих родителей полезно. Но не для взрослых – им, вероятно, поздно.

Итак…какие чувства испытывает Джек? По порядку.

Материнская любовь. Защищённость. Познание. Территория чужого. Руководство. Подчинение приказам. Творчество. Правила. Знакомство с домом Бога.

Боль. Развлечение. Сокрытие. Манеры. Долг. Просвещение (Брамс). Навязывание авторитета («- Ты любишь отца?», и принуждение-ответ: «- Да, сэр…»).

Новая кожа подростка. Желание познать, исследовать, передразнить, быть как… Обращение к Господу с просьбой: — Чтобы я знал, где ты… Чтобы я не врал…

Страх: — Ты наблюдаешь за мной?

Церковная школа. Орган. Постижение звука и вдохновения. Принуждение (закрыть дверь пятьдесят раз).

Назидания: «Чтобы пробиться, надо быть безжалостным», «Не повторяй моих ошибок», «Пока ты сидишь и ждёшь – жизнь проходит».

Драться. Не перебивай. Перегиб. Сравнение поступков.

На девятой минуте второго часа всё ещё слежу за временем….

Симпатия. Влюблённость. Смерть сверстника.

«- Ты тоже умрёшь, мама?»

«- Зачем быть хорошим, если Ты Сам не такой?».

«- Сядь на самый краешек стула. Помолчи полчаса, если ничего не можешь сказать важного…» .

Перечить отцу. Страх. Радость в отсутствии надзора и дисциплины. Мать – с любовью. Умейте прощать. Враньё. Покрывательство. Воровство. Мучение непризнания совершённого. Инициация мужания. Постижение невозвращения.

Просьба к Богу: — Убей его. Пусть он умрёт.

Подставление себя опасности-испытанию, с вызовом: — Она любит меня (о матери)!

Нужда в любви.

Причинение боли другому. Постижение: «Всё, что нравится – делать нельзя».

Просить прощение. Признание слабости неудач.

И – наставительно: «делайте добро другим, удивляйтесь, надейтесь».

Вторая сюжетная линия: грот, путник, узкие врата.

И снова наставление: «храни нас, веди нас до конца времён».

Ей Богу – для меня этот фильм стал мучением.

И в муках резюмирую:

Постичь, познать и, после, удивить своим «прочтением» искушенного читателя или зрителя очень не просто. Но надеяться на это стоит, ведь мир так многогранен.

Я помню миллионы лет назад: Вселенная, раскрывшая объятья, меня – песчинку – обняла, как мать, и колыбельною качала, нянча…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Навигация по записям