Христианско-документально-познавательный фильм Терренса Малика стал мне испытанием на выносливость. Сказать, что я получила эстетическое, художественное, моральное удовольствие от фильма – «нет».
Два часа восемнадцать минут я вымучивала себя разгадкой – «что мне здесь нужно рассмотреть»?
Возможно, увидь я этот фильм в сопливой юности – я бы взяла на заметку степень постижения взросления. Узнавание, познание себя через образ Джека и те ступени эмоционального и физического роста, которые суждено пройти всем…
И тема «Бога-отца» была бы в том возрасте принята по-другому.
Но не тема меня коробила в фильме – она-то ощутима и глубока. Но – форма. Нет, это не по мне.
И, пожалуй, всё ж таки по порядку ощущений.
Вуаль. Начало фильма даёт попытку режиссёра и сценариста показать тайну Иного. Операторская работа отлично передала нагнетение проникновения в тайну катастрофы создания мира. Но сюжетно, конфликтно завязка тягуча, как сладкая патока. Единичные реплики: «Душа моя… сын мой…. Услышь…» кроме улыбки и воспоминаний о детской страшилке «в чёрной-чёрной комнате….» ничего не приоткрыли.
Набор эмоциональных кнопок, которые выдают отзвуки, якобы, проникновения и скорби, в моей душе не работают на создание эстетических откликов.
И я размышляю: — Так зачерствела моя душа?
Не могу воспринимать ФОРМУ подачи данной темы. Перед глазами – адвентисты, пятидесятники, но не православные христиане. Поэтому ерошат нутро противоречия.
И соляное озеро, и пожирающее пламя, и взрыв в Космосе, и тёмный экран… Не верю! НЕ ВЕРЮ!
Я подвергаю анализу каждый миллиметр картины… А в висках стучит то, что я уже при просмотре фильмов христианского содержания испытывала: — А ты не думай, не анализируй, просто смотри, доверься…
Медитировать? Мимо. Блаженствовать, соединив пальцы в мудры и усевшись в позу йоги или Хоры? В хаосе красивостей я блуждаю… Наверное, заблуждаюсь.
Тридцать вторая минута фильма… Лес, ихтиозавр и ещё один наглый хвостатый…
Основное раздражение в том, что это мимо моих сегодняшних интересов.
Представляю себя школьником, которого силой загнали на неинтересную лекцию.
О, бедная бабочка, она уже больше не полетит!
Два кенгуру… в деревянной лодке (Ноя?). Два ребёнка. Ревность. Властвование. Собственничество. Ненависть.
О, да это фильм о воспитательных целях! Но для какой аудитории?
Для будущих родителей полезно. Но не для взрослых – им, вероятно, поздно.
Итак…какие чувства испытывает Джек? По порядку.
Материнская любовь. Защищённость. Познание. Территория чужого. Руководство. Подчинение приказам. Творчество. Правила. Знакомство с домом Бога.
Боль. Развлечение. Сокрытие. Манеры. Долг. Просвещение (Брамс). Навязывание авторитета («- Ты любишь отца?», и принуждение-ответ: «- Да, сэр…»).
Новая кожа подростка. Желание познать, исследовать, передразнить, быть как… Обращение к Господу с просьбой: — Чтобы я знал, где ты… Чтобы я не врал…
Страх: — Ты наблюдаешь за мной?
Церковная школа. Орган. Постижение звука и вдохновения. Принуждение (закрыть дверь пятьдесят раз).
Назидания: «Чтобы пробиться, надо быть безжалостным», «Не повторяй моих ошибок», «Пока ты сидишь и ждёшь – жизнь проходит».
Драться. Не перебивай. Перегиб. Сравнение поступков.
На девятой минуте второго часа всё ещё слежу за временем….
Симпатия. Влюблённость. Смерть сверстника.
«- Ты тоже умрёшь, мама?»
«- Зачем быть хорошим, если Ты Сам не такой?».
«- Сядь на самый краешек стула. Помолчи полчаса, если ничего не можешь сказать важного…» .
Перечить отцу. Страх. Радость в отсутствии надзора и дисциплины. Мать – с любовью. Умейте прощать. Враньё. Покрывательство. Воровство. Мучение непризнания совершённого. Инициация мужания. Постижение невозвращения.
Просьба к Богу: — Убей его. Пусть он умрёт.
Подставление себя опасности-испытанию, с вызовом: — Она любит меня (о матери)!
Нужда в любви.
Причинение боли другому. Постижение: «Всё, что нравится – делать нельзя».
Просить прощение. Признание слабости неудач.
И – наставительно: «делайте добро другим, удивляйтесь, надейтесь».
Вторая сюжетная линия: грот, путник, узкие врата.
И снова наставление: «храни нас, веди нас до конца времён».
Ей Богу – для меня этот фильм стал мучением.
И в муках резюмирую:
Постичь, познать и, после, удивить своим «прочтением» искушенного читателя или зрителя очень не просто. Но надеяться на это стоит, ведь мир так многогранен.
Я помню миллионы лет назад: Вселенная, раскрывшая объятья, меня – песчинку – обняла, как мать, и колыбельною качала, нянча…